Главная / FAQ / История киберспорта

Краткая история киберспорта

История киберспорта будет интересна не только геймерам – любому человеку, знающему о существовании компьютерных игр. Как простое увлечение стало настоящей работой, почему виртуальное прохождение уровней может приносить огромные деньги? Все эти вопросы постараемся раскрыть в обзоре!

История развития в мире

По сути, история развития киберспорта началась с момента появления первых игр, рассчитанных на двоих и более человек, ведь главный элемент, лежащий в основе будущих миллионных турниров – соревновательность. Но не будем заглядывать в туманное прошлое.

Начало зарождения киберспорта лежит в менее далеком 1972 году. В одном из кампусов Стэнфордского университета прошло первое большое соревнование по игре в Spacewar! под названием «Intergalactic Spacewar Olympics». Победителю полагалась подписка на журнал Rolling Stones и всеобщее уважение.

Следующее крупное событие произошло уже в начале восьмидесятых – турнир по Space Invaders под названием «National Space Invaders» был устроен небезызвестной компанией Atari. Так началась и стала крепнуть история киберспорта на мировом уровне.

В соревновании приняло участие более 10 тысяч человек, чемпионат активно освещался в СМИ – и привлек значительное внимание аудитории. Соревновались лучшие игроки со всей страны, встретившиеся в Нью-Йорке!

В восьмидесятые свою нишу заняли телевизионные программы, где школьники, да и взрослые люди соревновались в прохождении консольных игр – таких, как Mario, Sonic, Virtual Racing и др. Проходили небольшие локальные турниры, индустрия набирала обороты и писала собственную историю.

Следующий значительный виток развития истории киберспорта в мире произошел в 90-е годы прошлого века. Появились такие игры, как Doom и Quake, Counter-Strike, StarCraft и Warcraft, многие другие.

В мае 1997 произошло событие, которое многими считается знаковым в истории киберспорта – первый полноценный киберспортивный турнир Red Annihilation. Более 2000 игроков в Quake сражались в своих городах, чтобы 16 лучших встретились на финале в Атланте.

Победил Деннис «Thresh» Фонг – он стал обладателем Феррари.

В том же 1997 была организована Cyberathlete Professional League, за десять лет существования разыгравшая более трех миллионов долларов по разным дисциплинам. Следом начали появляться и другие киберспортивные объединения.

Со становлением интернета в двухтысячных киберспорт в мире вышел на новый уровень – расширилось количество дисциплин, появлялись новые возможности, турниры, рос профессионализм команд.

История развития киберспорта не останавливается – уже в новом десятилетии появились стриминговые платформы, давшие новое направление. Профессиональные лиги привлекают огромные деньги инвесторов, призовые фонды достигают миллионных сумм, появились ежегодные серии чемпионатов… Остается только с удовольствием наблюдать!

Сейчас турниры проходят более масштабно и красиво. Большое количество зрителей, графика, свет, музыка — посмотрите как выглядит трибуна во время The International по Dota 2.

В России

История киберспорта в России официально началась в 2001 году. Первой в мире Российская федерация признала e-gaming настоящим видом спорта, наряду с другими, более привычными.

К сожалению, уже в 2004 дисциплина должна была подтвердить свой статус (по распоряжению Фетисова), но проверку не прошла. В 2006 электронные игры были исключены из реестра официальных видов спорта за несоответствие определенным критериям.

В время другие страны активно включали электронный гейминг в свои реестры официальных спортивных дисциплин – Россия вернулась к первоначальной позиции только в 2016 году. Приказом соответствующего министерства всероссийский реестр спорта был изменен – гейминг попал в раздел развиваемых спортивных дисциплин. Это автоматически дало возможность вновь запустить историю киберспорта в России, создать систему разрядов и званий, проводить турниры и чемпионаты на официальном уровне.

С 5 июля 2017 года официальной спортивной организаций, аккредитованной министерством, является ФКС или Федерация компьютерного спорта России.

История киберспорта в России началась гораздо раньше – читатели постарше прекрасно помнят такое явление, как компьютерные клубы в 1990-х и начале 2000-х годов.

Персональных компьютеров было мало, а в клубах энтузиасты могли играть по локальной сети.

  • В 1996 прошли первые официальные турниры по StarCraft и Quake в России, без призового фонда;
  • В том же 1996 прошел турнир по StarCraft в Московском дворце молодёжи. За первое место дали системный блок за $700;
  • В 1997 открылся легендарный московский клуб «Орки», также образовался клан «Орки».

У истоков стоял Дмитрий «Dilvish» Смит, одна из старейших фигур в киберспорте, в прошлом профессиональный игрок в Warcraft и StarCraft и лидер команды «Орки», сделавший многое для признания дисциплины на спортивном уровне (сейчас является президентом ФКС РФ).

  • В 2001 наши спортсмены прошли отборочные на CPL (Cyberathlete Professional League), которая проходит в Лондоне;
  • С 2001 и до 2013 отборочные игры WCG (World Cyber Games) начали проходить в России, за это время было разыграно более 4 миллионов долларов по дисциплинам Dota 2, Quake, StarCraft, CS:GO;
  • В 2002 русский игрок M19*LeXeR выиграл чемпионат QuakeCon и забрал 20 000 долларов;
  • В 2003 был проведен первый Asus Open – до 2012 года игроки успели выиграть более 25 000 000 рублей;
  • В том же году прошла первая игровая выставка «ИгроМир», проводимая по сей день;
  • Тогда же была организована Национальная профессиональная киберспортивная лига, повлиявшая на историю киберспорта в нашей стране. Она просуществовала долгое время, провела более 50 крупных турниров и структурировала систему электронных состязаний в стране;
  • В том же 2003 была организована крупнейшая команда Virtus.pro – первый профессиональный клуб, существующий по сей день;
  • В 2004 был проведен первый Кубок России от ФКС.

С этого момента история развития киберспорта встала на путь стабильности – в настоящий момент в стране проводятся разнообразные турниры, как на официальном уровне, так и при участии частных компаний. В 2020-2021 году даже была создана первая школьная киберлига. Будущее кибеспортивных состязаний представляется ясным и радужным.

Краткая история киберспорта очень интересна – если вы хотите знать больше о развитии и становлении дисциплин, посмотрите документальные фильмы, интервью со знаковыми игроками и организаторами крупных турниров. Уверены, вам захочется заглянуть в прошлое хоть одним глазком и увидеть своими глазами, как появлялась миллиардная индустрия!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *